Как сделать своими руками споттер: преимущества самодельного оборудования, выполнение аппарата из инвертора

Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками

Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.

А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Как работать споттером

Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.


Изготовление споттера своими руками

Споттер является довольно полезным устройством, помогающим значительно повысить эффективность и скорость работ при кузовном ремонте автомобилей. Но данный агрегат имеет достаточно высокую стоимость при простоте конструкции. Поэтому многие мастера предпочитают сделать споттер из старого трансформатора или из сварочного аппарата своими руками.

Назначение споттера

При кузовном ремонте автомобиля часто возникает необходимость убирать вмятины, например, после аварии. Для этого применяются различные способы: вытягивание вмятин присосками, выравнивание ударами молотка с обратной стороны детали и т.д. В последнем случае деталь нужно демонтировать для устранения дефекта.

Значительно ускорить и упростить процесс выравнивания деталей авто позволяет применение споттера. Данный агрегат – это своего рода точечная контактная сварка, с помощью которой можно приваривать к поврежденным местам кузова автомобиля шайбы, шпильки, болты, крючки и другие крепежные элементы. В дальнейшем за них зацепляются различные инструменты для выравнивания вмятин.

Также споттер может применяться для пайки, разогрева, закалки и осадки выравниваемых поверхностей.

Устройство и принцип работы споттера

Споттер состоит из следующих элементов:

  • сварочного аппарата, который может быть трансформаторного или инверторного типа;
  • кабелей (силового кабеля и кабеля массы);
  • сварочного пистолета (стаддера);
  • электрода с инерционным молотком.

При нажатии кнопки на стаддере на него начинает поступать ток. В зависимости от выбранного режима подача тока может быть постоянной или в виде одного короткого импульса. Далее, ток поступает на электрод, который может иметь наконечники разной формы.

Аппарат работает по следующему принципу.

  1. Место на кузове автомобиля, которое требуется выровнять, зачищается от краски. Также следует зачистить небольшой участок для подсоединения кабеля массы.
  2. К электроду споттера прикрепляется какой-либо крепежный элемент, например, шайба, и приваривается к месту рихтовки.
  3. За шайбу цепляется инструмент для выравнивания, после чего вмятина вытягивается.

Вытягивание вмятин можно проводить и без приваривания крепежных элементов. В таком случае на электрод с инерционным молотком требуется установить заостренный наконечник. Электрод прикладывается к нужному месту детали, и наконечник приваривается к ней коротким разрядом тока. Далее, не отрывая электрода от детали, проводят удары молотком в обратном от наконечника направлении, тем самым вытягивая вмятину (по алюминию использовать обратный молоток нельзя). После устранения дефекта приваренный конец электрода легко отламывается.

Как и из чего сделать споттер

Трансформатор для споттера заметно отличается от классического сварочного трансформатора. При дуговой сварке металл разогревается электрической дугой, а при точечной тепло выделяется за счет переходного сопротивления на участке электрод-металл. Это происходит при дуговой сварке, если, например, установлен неправильный режим работы на агрегате. В таком случае электрод прикипает металлу, что может вызвать поломку аппарата.

Чтобы этого не происходило, точечная сварка проводится в импульсном режиме подачи тока (до 1 секунды). А поскольку для точечной сварки не требуется горение дуги, то напряжение в споттере должно быть минимальным (около 6 В), а сила тока – высокой (не менее 1000 А).

Из сварочного аппарата

Делать данный агрегат из инвертора нецелесообразно хотя бы из-за того, что для точечной сварки не требуется постоянный ток. К тому же придется переделывать трансформатор, чтобы добиться высоких показателей тока. С таким успехом можно сделать агрегат для точечной сварки с нуля. Если имеется инверторный аппарат, то лучше его использовать по назначению, а для споттера приспособить обычный трансформаторный сварочник.

Что касается полуавтоматов, то все универсальные модели данных агрегатов уже имеют функцию импульсной сварки, и переделка их не потребуется. Но если имеется в наличии сломанный, обычный полуавтомат, то в нем потребуется переделывать трансформатор.

Сварочный полуавтомат Aurora

Переделка трансформатора заключается в удалении вторичной обмотки и наматывании новой. Для споттера требуется ток сварки от 1000 А. Если при расчетах исходить из того, что плотность тока составляет 8 А на 1 мм 2 , то его сечение должно быть около 120 мм 2 . Но наматывать провод такого сечения довольно сложно. Поэтому можно взять шину с меньшим сечением, например, 80 мм 2 , если аппарат не будет использоваться в слишком интенсивном режиме.

Для определения количества витков сделайте следующее.

  1. Намотайте на магнитопровод любой проводник, покрытый изоляцией. Будет достаточно 10 витков.
  2. Подключите первичную обмотку к сети, а на импровизированной вторичке измерьте напряжение.
  3. Полученный результат нужно разделить на количество витков, то есть на 10. В итоге вы получите значение, которое определяет количество витков для получения 1 В напряжения. Но так как для споттера требуется напряжение 6 В, то умножив полученное значение, можно узнать количество витков.

Исходя из того, какого диаметра получится провод с необходимым сечением, можно определиться, войдет ли данная обмотка в свободное пространство между первичной и вторичной обмоткой трансформатора (еще не снятой). Если пространства будет достаточно, то вторичку можно не удалять из магнитопровода, а новую обмотку намотать поверх нее. В таком случае сварочник можно использовать и для электродуговой сварки, и для точечной.

Модифицированный трансформатор – это не единственная деталь, которая требуется для того, чтобы сделать споттер из сварочного аппарата. К нему нужно еще добавить электронный блок управления разрядом и небольшой трансформатор для обеспечения модуля питанием. Ниже приведена схема блока, управляющего споттером.

Данная схема работает следующим образом.

  1. При замыкании цепи выключателем S1 начинает подаваться ток на первичку трансформатора Т1.
  2. Далее, начинает заряжаться конденсатор. Он подключен через замкнутый контакт переключателя к диодному мосту.
  3. Выходной трансформатор Т2 будет обесточен до тех пор, пока не будет нажата кнопка переключателя S После этого напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на управляющий электрод тиристора. Далее, напряжение поступит на первичку выходного трансформатора, после чего на его вторичной обмотке возникнет импульс с необходимой для сварки силой тока.
  4. После разрядки конденсатора модуль переходит в первоначальное состояние. Для повтора импульса необходимо снова нажать на переключатель.

После того, как блок управления будет готов, все комплектующие размещаются в пластиковом или металлическом корпусе.

Из аккумулятора

Данный аппарат, изготовленный из аккумулятора на 12 В, является мобильным и может работать независимо от наличия электросети. Для изготовления агрегата потребуются следующие компоненты.

  1. Стандартная АКБ на 12 В и 75 А/ч и выше.
  2. Втягивающее реле. Можно использовать реле от стартера автомобиля. Желательно, чтобы оно было разборным, для проведения периодической чистки контактов внутри него.
  3. Кнопка пуска.
  4. Кабели с клеммами и сварочный пистолет.

Сборка аппарата проводится по схеме, приведенной ниже:

  • к минусовой клемме батареи подсоединяется кабель массы, который должен контактировать с деталью, приготовленной для ремонта;

  • к плюсовой клемме АКБ подсоединяется первый контакт реле;
  • ко второму контакту реле подсоединяется кабель, идущий к сварочному пистолету;
  • между первым и третьим (подсоединенным к плюсу батареи) контактом реле устанавливается пусковая кнопка;
  • втягивающее реле должно быть подключено к массе.

Сечение кабелей должно быть около 100 мм 2 , а их длина – не более 1,5 м. Единственный недостаток данного аппарата в том, что батарея быстро садится, и требуется время на ее зарядку.

Из микроволновки

Чтобы изготовить аппарат, потребуется трансформатор, извлеченный из микроволновки. Но для надежности будет лучше, если использовать две катушки. Из каждого трансформатора следует удалить вторичную обмотку и вместо нее намотать пару витков кабелем с сечением не менее 50 мм 2 .

Первичные обмотки обоих трансформаторов соединяются параллельно. Далее, к схеме подключается модуль управления споттером, который рассматривался выше. Также можно упростить конструкцию споттера, если в схему включить реле времени и втягивающее реле от автомобиля. Как это делается, можно узнать их этого видео.

Важно! Несмотря на низкое напряжение — 6 В и меньше, получаемая на выходе из трансформатора сила тока имеет огромные значения, около 1000 А, что представляет большую опасность для жизни человека. Поэтому обе обмотки трансформатора должны быть заземлены.

Сварочный пистолет

Для изготовления сварочной рукояти никакие чертежи не потребуются. Лучше всего для этой цели подходит корпус от клеевого пистолета. Также потребуется медный прут диаметром около 20 мм.

Читайте также:  Выключатель одноклавишный проходной: особенности конструкции и схема подключения

На одной стороне прута необходимо нарезать резьбу (М14х1,5). На нее будут накручиваться различные насадки для сварки. На другой стороне сверлится отверстие и нарезается внутренняя резьба М8. К этом месту будет крепиться кабель. Также на детали следует сделать несколько проточек, чтобы она лучше фиксировалась внутри корпуса.

Далее, деталь устанавливается в корпусе.

Остается лишь найти подходящую кнопу, расположить в корпусе и подсоединить ее к электрической схеме аппарата.

Как своими руками изготовить споттер для кузовного ремонта

Споттеры — это удобное и простое в использовании электрооборудование, предназначенное для выполнения точечной сварки. Основное назначение таких аппаратов — это рихтовка и кузовной ремонт кузовных элементов автомобилей, а также использование в быту при выполнении отделочных и строительных работ. Изготовление таких инструментов не представляет особой сложности, поэтому при наличии качественного чертежа для сборки споттера выполнить всю необходимую работу под силу каждому из нас.

По своей конструкции самодельный споттер для рихтовки кузовных элементов отдалённо напоминает инверторные аппараты, предназначенные для точечной сварки. За счёт использования различных сменных рабочих насадок такие агрегаты отличаются универсальностью в использовании, благодаря возможности гибкой регулировки тока можно выполнять качественную сварку различных металлов.

Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются инверторные споттеры, которые сочетают компактные габариты, обеспечивают качественный сварочный ток, а благодаря простоте конструкции их с легкостью можно выполнить самостоятельно. Необходимо лишь использовать качественные компоненты, а всю работу выполнять по имеющейся схеме сборки такого инструмента.

Самодельные споттеры

Простота конструкции позволяет все работы выполнить самостоятельно даже при начальных знаниях в области радиоэлектроники. Выбирая конкретную схему изготовления такого оборудования, рекомендуем вам опираться на следующие характеристики сварочного аппарата:

  • сила тока на входе — 30 ампер;
  • показатель потребляемого напряжения — 220 вольт;
  • рабочий показатель силы тока — 250 ампер.

С помощью полуавтоматического импульсного споттера можно выполнять точечную сварку тугоплавких металлов, что позволяет применять такое оборудование для ремонта автомобилей, а также в быту при выполнении строительных и ремонтных работ. Отличная производительность таких устройств позволяет использовать самодельные споттеры при выполнении больших объемов работ.

Сварочный аппарат для точечной сварки включает следующие составные элементы:

  • корпус устройства;
  • аккумулятор;
  • блок питания;
  • силовой блок;
  • драйверы для силовых ключей.

Имея базовые понятия по изготовлению такого оборудования и простейший опыт чтения схем сварочных аппаратов, можно с легкостью выполнить споттер, который будет иметь отличные эксплуатационные характеристики. Соответственно, даже таким простейшим оборудованием можно будет осуществлять качественную точечную сварку тугоплавких металлов.

Материалы и инструменты для работы

От правильности выбора материалов и инструментов напрямую зависит качество выполняемой работы. Именно поэтому следует приобретать и использовать исключительно качественные микросхемы и другие компоненты, которые потребуются для изготовления такого оборудования.

Для изготовления споттера для кузовного ремонта своими руками потребуется следующее:

  • листовой металл;
  • элементы для изготовления электронных схем;
  • медные провода и полосы;
  • термобумага для изоляции;
  • стеклоткань;
  • слюда и текстолит;
  • небольшие отвёртки;
  • паяльник для работы с микросхемами;
  • нож и ножовка по металлу.

Оборудование, которое используется в быту, предназначено для работы с напряжением 220 вольт. Впрочем, в интернете можно с легкостью найти схемы изготовления таких мощных промышленных споттеров, которые будут работать в трехфазной сети с напряжением в 380 вольт. Если говорить о преимуществах использования бытовых споттеров, то можем отметить их качественный сварочный ток, простоту конструкции, надежность, легкость работы и высокий КПД. Даже не имея соответствующего опыта работы точечной сварки, можно с легкостью использовать споттеры, которые обеспечивают качественное соединение металлов.

Изготавливаем питание и силовую часть

Именно от качества получаемого аппаратом электротока напрямую зависит беспроблемность эксплуатации такого оборудования. Поэтому правильности изготовления блоков с питанием следует уделить особое внимание. Основой питания станет трансформатор, который выполняют с тремя или четырьмя обмотками.

  • Для выполнения первой обмотки вам потребуется проволока 0,3 миллиметра диаметром, из которой выполняют около 100 витков.
  • Второй контур включает 15 витков и выполняется из толстой миллиметровой проволоки.
  • Внешний третий корпус сделан из 20 витков проволоки 0,3 миллиметра диаметром.

Непосредственно к питанию подключается реле, на которое подается напряжение в 25 вольт. Чтобы понизить напряжение используют резисторы, понижающие электроток и отвечающие за преобразование переменного тока в постоянный уже на выходе из блока питания.

Диодный мост, который является промежуточным звеном между блоком питания и силовой частью, отвечает за преобразование электротока и снижение его мощности.

Необходимо будет также продумать охлаждение блока питания, для чего используемые транзисторы и диоды устанавливают на компьютерных радиаторах или же монтируют вентиляторы и кулеры от блока питания старого ПК.

Используемый силовой блок у споттера одновременно снижает напряжение и увеличивает силу тока. Изготовить такой силовой блок инвертора можно из двух сердечников, которые изолируются при помощи газетной бумаги. Обмотку выполняют медной полосой, толщина которой составляет приблизительно 0,25 миллиметра.

Использовать для обмотки сердечника силового тока обычную медную проволоку не следует, так как по причине высокого нагрева такая проволока может оплавляться, что приведет к выходу из строя выполненного своими руками устройства. Обмотки сердечников изолируются друг от друга при помощи бумаги от кассовых аппаратов. Такая лента отличается прочностью, износоустойчивостью и предупреждает появление замыканий и полностью изолирует обмотку инвертора.

Технология охлаждения оборудования

Во время работы силовой блок и инверторная часть у споттера существенно нагревается, соответственно, вам придется продумать, каким образом будет охлаждаться корпус выполненного своими руками аппарата для сварки. Проще всего охлаждать споттер при помощи вентилятора и кулеров от компьютера. Сегодня в магазинах электротехники можно подобрать уже готовые кулеры, стоимость которых не слишком высока, а их подключение в цепь не представляет особой сложности. Также вы можете разобрать старый блок питания от ЛАТРа или компьютера и подключить вентиляторы непосредственно на обдув споттера.

Рекомендации по сборке

Всю выполняемую работу по сборке цифрового споттера можно разделить на несколько этапов. Первоначально приобретаются все используемые компоненты, отдельно собирается диодный мост, силовой блок, инвертор, блок питания и лишь после этого непосредственно собирают споттер из полуавтомата своими руками.

Можно как использовать уже готовый корпус от старого компьютера, так и изготовить коробку из листовой стали и других подручных материалов. В том случае, если вы используете металлический корпус, то необходимо его тщательно заизолировать. Все компоненты прочно крепятся к корпусу с помощью заизолированного крепежа и подключаются друг к другу.

На центральную панель выводят фиксаторы-шайбы и пусковые клещи для сварочного кабеля, а также устанавливают тут небольшой тумблер для изменения силы тока и кнопку пуска запуска споттера в работу. В том случае, если вы выполняете аппарат для сварки, подразумевающий возможность изменения силы тока, то необходимо использовать дополнительный ШИМ-контроллер и таймер, которые устанавливаются на выходе из инвертора и позволяет ступенчато регулировать мощность тока на выходе из устройства.

Делаем споттер из инвертора

Путем простейших манипуляций можно изготовить из имеющегося сварочного инвертора универсальный в использовании споттер, который будет отличаться высокой мощностью, функциональностью и универсальностью. Всё что вам потребуется, это приобрести дополнительные диоды и тиристорный блок, которые дополнительно подключаются в схему инвертора.

Найти простейшие схемы выполнения таких споттеров из инверторов в интернете не составит какого-либо труда. Чтобы изготовить споттер из инвертора своими руками вам потребуется использовать:

  • контактную группу в 220 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • диодный мост;
  • тиристор в 200 вольт;
  • понижающий трансформатор.

Выполненный диодный мост подключается в цепь к инвертору и трансформатору. Управление работой споттера осуществляется при помощи тиристорной цепи, которая подключена к трансформатору. Также напрямую от трансформатора осуществляется вывод силового кабеля, подключенного к сварочному пистолету.

Как изготовить сварочный пистолет

Особенностью споттера своими руками из сварочного аппарата является наличие рабочего пистолета, который позволяет осуществлять точечную обработку металла. Изготовить такой сварочный пистолет и обратный молоток можно самостоятельно из аналогичных приспособлений для герметика и строительного клея или же приобрести уже готовые инструменты, которые будут отличаться удобством и простотой в эксплуатации. Отметим, что изготовление сварочных пистолетов представляет собой определенные сложности, поэтому рекомендуется всё же пользоваться изготовленные промышленным способом сварочным инструментом для споттера.

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер представляет собой устройство, вычисляемое к категории сварочных аппаратов. Предназначается для точечной сварки. Работает на основе сопротивления тока. Устройство функционирует за счет выделения некоторого количества энергии тепла в зоне соприкосновения со сварочным материалом при подаче электротока. Споттер из сварочного аппарата можно сделать своими руками. Классифицируют его на инверторную и трансформаторную модели.

Предназначение споттера и его особенности

Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.

Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины. Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка. Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали. Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.

Свойства конструкции агрегата

Приспособление состоит из таких компонентов, как коробка, пистолет, кабель, электрод.

Коробка содержит всю систему аппарата, которая необходима для сварки. Чтобы четко и быстро проводить кузовные работы, надо придерживаться порядка и технологии процесса.

Ели поверхность подверглась деформации, надо очистить ее от любого покрытия. Это может быть ржавчина, краска или лак. Данный этап очень важен, так как качество соединения металлов напрямую влияет на итог всего процесса. На поверхность, которая подверглась корректировке, присоединяют контакты. На очищенную зону повреждённой области приваривают крепёж, к которому и подсоединяется рассматриваемое устройство.

Вслед за этим захватывается устройство пистолетом, после чего вмятина вытягивается. Для выравнивания прибегают к использованию молотка, гидроцилиндров и других приспособлений. Обращают внимание на толщину металла. Здесь следует понять, какое оборудование даст возможность производить рихтовку машины, чтобы не нанести ей вреда. Обратный молоток не используется в сочетании с алюминием. К тому же не каждый агрегат может справиться с оцинкованным кузовом. Когда рихтовка кузова закончена, скручивают приваренную деталь. Место контакта зачищают шлифовальной машинкой.

Ключевая деталь споттера

Сварочный пистолет — это основная деталь устройства. Для непрерывной работы используют устройство фабричного изготовления. Можно сделать его на основе пистолета из строительного клея своими руками. Альтернативным способом будет применение деталей из полуавтоматической сварки. Из текстолита вырезают одинаковые части с показателями длины от 12 до 14 мм. Их должно быть 2. В них устанавливают кронштейн, применяемый в качестве крепления электрода для сварки. При желании можно смонтировать лампочку для подсветки, как и переключатель импульса.

Кронштейн можно сделать из меди. У него может быть сечение — прямоугольное или квадратное. В качестве электрода для сварки используют медный прут с толщиной от 8 до 10 мм. Пистолет должен иметь такую конструкцию, которая позволяла бы поменять электрод без разборки. Чтобы подключить пистолет к устройству, используют комбинацию из сварочного кабеля с необходимым показателем сечения и 5-жильным контрольным кабелем. Подключение последнего осуществляется в соответствии со схемой.

На переключатель проводят три жилы. Ещё две перемещаются на подсвечивающую лампочку и двигатель. Сварочный кабель необходимо зачистить и припаять в специальное отверстие в кронштейне.

Алгоритм изготовления своими руками

Чтобы сделать агрегат самому, нужны некоторые навыки и понимание основ работы с такой техникой. Споттер из сварочного аппарата своими руками можно сделать в соответствии с чертежами. Для этого надо тщательно изучить конструкционные особенности аппарата. Можно использовать подручные детали.

Не всегда является целесообразным приобретение фабричного устройства. Качественный агрегат может обойтись в кругленькую сумму. Необходимо рассматривать конфигурацию приспособления и его чертежи.

Оборудование из инверторного аппарата

Чаще всего агрегат на основе инвертора изготавливается с применением самодельного материала. Основными составляющими устройства являются тиристорное реле и сварочный инвертор. Чтобы собрать приспособление, потребуются:

  • тиристор с показателем 200 Вольт;
  • трансформатор для понижения 122 вольт для управления реле посредством кнопки;
  • реле с мощностью в 30 ампер;
  • мост на диодах;
  • кнопка для управления и контроля;
  • контактная группа 220 вольт.

Трансформатор подключается с помощью диодного моста. К нему подсоединяется тиристор реле. Трансформатор питает управляющую ветку цепи. Перед изготовлением споттера своими руками надо обеспечить безопасные условия работы. С этой целью кладут под ноги резиновые коврики и придерживаются стандартных правил техники безопасности.

Основные этапы сборки

Чтобы сделать самодельный агрегат, идеально подходит сварочный аппарат Nordic. Необходимо уметь менять конфигурацию устройства так, чтобы споттер постоянного тока на выходе давал 1500 ампер, как минимум. Сборка осуществляется по следующим правилам:

Читайте также:  Дистанционный выключатель света с пультом: функционал и принцип работы, нюансы подключения

  1. Снимают с аппарата вторичный слой. Иногда их бывает несколько.
  2. Перед установкой определяют количество витков на 1 Вольт. Первичная обмотка для этого оборачивается медной проволокой. Затем измеряют показатель Вольт.
  3. Полученный показатель делят на количество витков. Результат и будет указывать на число витков на Вольт.
  4. Из вторичного слоя, который был снят, производят шину. Желательно не допускать, чтобы этот параметр опускался ниже 160 квадратных мм.
  5. Напряжение должно равняться 6 вольт. Если сечение меньше, можно делить шину на несколько частей. Их скрепляют изоляционной лентой.

Количество фрагментов зависит от изначальных показателей. Допустим, если параметр равен 40 кв. мм., шина разрывается на 4 части. Необходимо взять две шины с обмоткой из изоленты или скотча для малярных работ. Изоляция должна быть последовательной. Сначала идет слой изоляционной ленты, затем — скотча, а сверху наматывается изолента. На открытые зоны можно установить клепки.

Полученные шины перемещаются на трансформатор. Этот процесс не является лёгким и требует определенных навыков. Необходимо наличие молотка и присутствие дополнительного помощника. Благодаря этому шина будет сидеть лучше и не получит каких-либо повреждений. Если показатель мощности нормальный, то приспособление можно считать готовым. Если же нет, придется проводить ряд экспериментов, подключая к первичной обмотке провода.

Этапы производства трансформатора

Сборка трансформатора является обязательным этапом изготовления споттера из сварочного аппарата. Такая работа является наиболее трудной. Обмотка требует большого количества времени, но этот этап не является обязательным. Обмотка осуществляется на кольцевом железе. Провод для вторичной обмотки должен изготавливаться из алюминия или меди. Между мотками следует прокладывать качественную изоляцию. Для этого подходит трансформаторная бумага в несколько слоев. Для максимальной надежности ее пропитывают парафином.

Пистолет делают из полуавтомата. К нему потребуются некоторые дополнения, чтобы закрепить инструмент на приборе для рисования. Чтобы сделать клещи, подойдёт простая труба 20 на 20 мм. Силовые провода, соединяющие трансформатор и пистолет, должны иметь идентичное сечение. Как альтернатива, они должны превышать сечение шины. Не стоит использовать слишком большие по длине провода. Максимальный их размер должен быть равен 2,5 м. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, должен быть сделан на основе коммутирующего кабеля с термоизоляцией. При каждом нагревании этот слой будет стягиваться.

Важные нюансы в конструкции

Наибольшие сложности в адаптации трансформатора заключаются в увеличении показателя выходной силы тока. Для этого экспериментируют с шиной, которая ставится вместо вторичной обмотки. Опыт дает понять, что показатель сечения должен быть не меньше 160 кв. мм. Что касается напряжения в шине, то она не должна быть меньше 6 вольт. Важнейшим моментом при сборке трансформатора является соблюдение оптимальной изоляции сетевых обмоток. Если накладка была сделана неправильно, это приведет к нежелательным последствиям.

Как сделать споттер своими руками – схема, видео, фото и рабочие примеры

Самостоятельно собрать такое полезное устройство, каким является споттер, сможет практически каждый домашний мастер. Для решения этой задачи совсем не обязательно серьезно разбираться в электронике и обладать соответствующим опытом. Да и комплектующие, которые необходимы для изготовления такого устройства, найти несложно: для этого достаточно покопаться в своей мастерской, в гараже, поискать на рынке или у знакомых.

Заводской споттер. Наша задача — сделать недорогой аналог своими руками

Схема для сборки самодельного споттера

Если вы собираетесь изготовить споттер своими руками, вам необходимо разобраться в принципиальной схеме такого устройства.

Важнейшим элементом споттера является сварочный трансформатор (Т2), напряжение на его первичную обмотку подается, проходя через диодный мост. В электрической цепи второй диагонали такого моста имеется тиристор, управление которым осуществляется за счет напряжения, поступающего с другого трансформатора (Т1), отличающегося небольшой мощностью.

Принципиальная схема споттера

Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост, затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.

Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.

После того как тиристор откроется, на первичную обмотку сварочного трансформатора поступает кратковременный импульс, характеристики которого (длительность и сила тока) зависят от параметров конденсатора С1 и сопротивления R1, а также от их соотношения. В результате вторичная обмотка трансформатора выдаст мощный импульсный ток, сила которого может находиться в пределах 300–500 А, длительность такого импульса составляет 0,1 сек.

Эту длительность можно регулировать, за что отвечает переменное сопротивление R1. После того как конденсатор С1 полностью разрядится, управляющий тиристор закроется и электрическая цепь аппарата вернется в исходное состояние. Чтобы конденсатор С1 снова начал заряжаться, необходимо изменить положение переключателя «Импульс».

Схема управления споттером (нажмите, чтобы увеличить)

Самодельный споттер изготавливают, имея в распоряжении следующие комплектующие:

  • трансформатор, который и будет создавать сварочный ток;
  • трансформатор, который обеспечит питание всех элементов электрической цепи аппарата;
  • сборка из диодов, предназначенная для напряжения с величиной не менее 12В;
  • диодный мост (V5–V8);
  • тиристор (ПТЛ-50);
  • переменный резистор, номинал которого составляет 100 Ом.

Готовый трансформатор, который обеспечивает формирование сварочного тока, найти достаточно сложно. Намного проще собрать такое устройство своими руками. Магнитопровод, который является основой подобного трансформатора, должен иметь рабочее сечение, составляющее не менее 400 мм 2 , а размеры его рассчитываются с учетом размещения обмоток.

Виды конструкции магнитопроводов трансформаторов и их размеры для расчета площади сечения

Рабочее сечение магнитопровода трансформатора, который вы собираетесь установить на свой споттер, а также размеры его окон выбираются самостоятельно. Для Ш-образного сердечника первичная обмотка трансформатора, состоящая из 200 витков, изготавливается из провода сечением 2,5 мм 2 . Вторичная обмотка имеет 7 витков, для которых используется провод сечением 50 мм 2 или шина соответствующего сечения с изоляцией.

Чтобы обезопасить свой споттер от внезапного выхода из строя, а себя – от электрических травм, первичную и вторичную обмотки трансформатора необходимо заизолировать между собой. С этой целью можно использовать картон, лакоткань или несколько слоев бумаги, пропитанной парафином. Длина выходящих концов вторичной обмотки трансформатора должна предусматривать возможность ее подсоединения к выходным клеммам, а первичной – для подключения к электрической цепи аппарата. Трансформатор, который вы изготовили, желательно пропитать шеллаком.

Трансформатор с кольцевым сердечником: первичная — 255 витков провода сечением 1,8 мм, вторичная — 7 витков медной шины 6,5х4 в три слоя (75 мм 2 )

Электрическая схема споттера содержит питающий трансформатор, величина напряжения на вторичной обмотке которого составляет 12 В. Можно подобрать любой трансформатор, который удовлетворяет вышеуказанному параметру. Чтобы контролировать наличие напряжения на таком устройстве, оснастите его дополнительной обмоткой.

Если с поисками тиристора типа ТПЛ-50 возникнут сложности, то можно подобрать любой другой, который соответствует следующим параметрам: величина обратного напряжения – не менее 220 В, прямой импульсный ток – не менее 50 А. Для сборки диодного моста, которым оснащается споттер, можно использовать любые диоды, удовлетворяющие следующим характеристикам: обратное напряжение – не менее 220 В, прямой ток – не менее 50 А.

Чтобы сконструировать споттер своими руками, необходимо будет найти переменный резистор, номинал которого составляет 100 Ом. Такой резистор может обладать любой мощностью рассеивания. Конденсатор, который будет накапливать электрический разряд, должен быть электролитическим, с емкостью 1000 мкФ и напряжением 25 В.

Вариант споттера с двумя трансформаторами

Корпус самодельного споттера и остальные комплектующие

Даже если вы изготавливаете споттер своими руками, вам необходимо позаботиться о корпусе для него. Прежде всего, требуется изготовить основание для вашего оборудования, для чего можно использовать плиту из диэлектрического материала. Важно сделать размеры готового основания такими, чтобы на нем смогли разместиться все комплектующие споттера, и был обеспечен удобный доступ к местам, в которых будет выполняться монтаж. Для этого можно предварительно подготовить чертеж, в масштабе начертив все конструктивные элементы устройства.

Чтобы защитить все внутренние элементы вашего самодельного споттера и придать ему эстетичный внешний вид, удобно воспользоваться корпусом от старой микроволновой печи или сварочного аппарата. Если вы планируете часто переносить свой споттер, то необходимо равномерно распределить вес его внутренних составляющих и предусмотреть надежные крепления для ремня или переносной ручки. Кроме того, на нижней части основания устройства можно смонтировать небольшие колеса, которые также сделают аппарат более мобильным.

Вариант исполнения корпуса самодельного споттера

После того как вы изготовите споттер своими руками, необходимо оснастить его дополнительными комплектующими, к которым относятся:

  • пистолет, который является рабочим органом аппарата;
  • два сварочных кабеля;
  • инопуллер, который также называют обратным молотком.

Выбирая сварочные кабели, очень важно правильно подобрать их сечение. Для этого можно произвести несложный расчет: на 10 А максимально допустимого тока, который выдает споттер, должно приходиться 1 мм 2 сечения кабеля. Для массы следует использовать кабель, длина которого не превышает 1,5 м, для рабочего – не более 2,5 м. Если пренебречь этими требованиями и использовать кабели большей длины, то это приведет к значительным потерям силы сварочного тока, что негативно отразится на качестве выполнения сварочных работ.

На концах кабелей необходимо надежно закрепить соединительные элементы. Это могут быть клеммы для резьбовых соединений или устройства, обеспечивающие быстрое соединение с соответствующими клеммами на самом аппарате и его рабочем органе – пистолете. На обратной стороне кабеля для массы можно установить быстрозажимной элемент (крокодил) или оснастить его клеммой для резьбового крепления.

Рабочий пистолет споттера

Как уже было сказано выше, основным рабочим органом споттера является пистолет. Если вы планируете постоянно использовать самодельный споттер в своей работе, то лучше приобрести заводской пистолет. Если же такой аппарат нужен вам для нерегулярного применения, то можно собрать для него рабочий орган из подручных средств.

Пистолет споттера в сборе с обратным молотком

В качестве таких подручных средств обычно используют монтажный клеевой пистолет или рабочую часть от полуавтоматического сварочного аппарата. Сделать удобную и надежную ручку для самодельного пистолета можно из гетинакса или текстолита толщиной 12–14 мм, вырезав из них две одинаковые прямоугольные части. В одной из таких частей делается углубление, в котором помещается кронштейн, необходимый для крепления электрода. Здесь также можно разместить лампочку, кнопку для включения подсветки и переключатель, отвечающий за подачу импульса.

Очень ответственно следует подойти к изготовлению кронштейна, в котором будет крепиться сварочный электрод. Делается такой кронштейн из медной трубы квадратного или прямоугольного сечения. Сам электрод изготавливается из сплошного медного прутка, диаметр которого должен составлять 8–10 мм. Очень удобно, если конструкция вашего самодельного пистолета будет такой, что заменять в нем электрод можно будет без разборки.

Чтобы подключить пистолет к самому споттеру, необходимо использовать сварочный и контрольный кабель, в котором должно быть 5 жил с сечением 0,75–1 мм 2 каждая. Три жилы контрольного кабеля подключаются к переключателю «Импульс», две – на лампочку, отвечающую за подсветку и ее выключатель. Конец сварочного кабеля тщательно зачищается и запаивается в отверстие в кронштейне.

Инопуллер (обратный молоток) для самодельного споттера

Если вы разберетесь, как сделать споттер, то изготовить для него своими руками обратный молоток не составит для вас больших проблем. Не бойтесь потерять время на работу над таким устройством, потому что заводские модели инопуллеров стоят достаточно дорого.

В качестве основы для изготовления такого приспособления можно взять монтажный пистолет. От него отрезается та часть, в которую вставляется баллон с монтажной пеной или герметиком. На освободившуюся после этого крышку необходимо приварить три прутка диаметром 6–10 мм, которые будут выступать в качестве стоек. На свободные концы стоек приваривается кольцо, выполненное из прутка с таким же сечением. Диаметр кольца, которое после монтажа необходимо обмотать несколькими слоями изоляционной ленты, что исключит его приваривание к выравниваемой поверхности, должен составлять примерно 100 мм.

У штока монтажного пистолета также необходимо обрезать его изогнутую часть и упор. Вместо отрезанного упора приваривается крепление, к которому будет подсоединяться кабель, идущий от стоппера. В качестве такого крепления можно использовать болт с резьбой М10 и две гайки. Обрезанную часть штока необходимо заточить, придав ему конусную форму с диаметром концевой части 3 мм. Чтобы изготовить такое нехитрое приспособление, вам потребуется около часа (или меньше, если вы предварительно ознакомитесь с видео данного процесса).

При работе на споттере (особенно на самодельном) следует соблюдать меры безопасности. Если вы выправляете с помощью такого аппарата элементы кузова автомобиля, то не забывайте отсоединять клеммы аккумулятора.

Инопуллер для споттера из монтажного пистолета

Кроме самого споттера, для работы вам понадобятся специальные шайбы. Они привариваются с помощью этого аппарата к выправляемой поверхности по технологии точечной сварки. Изготовить такие шайбы и другие приспособления для работы также можно своими руками.

Делаем споттер из сварочного аппарата

Вышеописанную схему изготовления споттера удобно использовать в том случае, если у вас есть серийный или самодельный сварочный трансформатор. В таком случае вам необходимо будет лишь подобрать для его дооснащения диоды и тиристор с требуемыми параметрами.

В сети описывается масса вариантов изготовления споттера по другим схемам. Домашние умельцы демонстрируют как достаточно функциональные и мощные устройства, в том числе и с автостартом, так и простейшие споттеры, собранные на основе трансформаторов от микроволновых печей, и даже аккумуляторные устройства, оснащенные втягивающим реле от стартера, которое регулирует процесс подачи импульсов. Также в ход идут инверторные сварочные аппараты и полуавтоматы.

Читайте также:  Накладные розетки: разновидности и их характеристики, подключение и установка, использование заземления

В видео ниже описываются примеры изготовления споттера из сварочного аппарата.

Функциональность споттеров серийных моделей

Споттеры, выпускаемые серийно в производственных условиях, обладают целым рядом востребованных функций. Среди них:

  • возможность приваривания ремонтных шайб;
  • приваривание металлического электрода с последующим вытягиванием металла детали;
  • использование аппарата в комплекте с электродами из графита, которые дают возможность выполнять осадку металла (нагрев и последующее охлаждение);
  • простота в техническом обслуживании, удобство в эксплуатации;
  • два режима для выполнения сварочных работ – постоянное включение (при таком режиме используется углеродный электрод) и кратковременное включение, которое можно регулировать по времени (такой режим применяется для приварки ремонтных шайб или металлического электрода);
  • оснащенность системой принудительного охлаждения (в конструкции аппарата также предусмотрен термостат, в функции которого входит отключение споттера при его перегреве, а также его включение при охлаждении до требуемой температуры).

Одна из вариаций заводских споттеров и сопутствующих приспособлений различного назначения

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Серийные модели споттеров, выпускаемые современными производителями, обладают следующими техническими характеристиками.

  • Устройство работает от электрической сети, значение напряжения в которой составляет 220 В.
  • Частота переменного тока в сети, от которой питается споттер, составляет 50–60 Гц.
  • Максимальная мощность споттера – 10 кВт.
  • Максимальное значение тока, на котором могут выполняться сварочные работы, – 1300 А.
  • Напряжение, получаемое со вторичной обмотки аппарата, составляет 7,8–9 В.
  • Таймер споттера позволяет устанавливать время в пределах 0–1,2 секунд.
  • Возможно использование двух режимов сварки: точечной, при которой используется таймер, и непрерывной, при которой могут выполняться как сварочные работы, так и темперирование.
  • При различных типах сварки производительность аппарата имеет следующие значения: 15% – точечная сварка деталей из металла, выполняемая на максимальном значении выходной мощности; 75% – угольная сварка, выполняемая на минимальном значении выходной мощности.
  • Тяговое усилие при использовании металлического электрода – более 100 кг.
  • Тяговое усилие при использовании монтажной шайбы – более 100 кг.

Пример еще одной самоделки

Методы работы со споттером

Методы работы с использованием споттера, который позволяет выправить деформированные участки кузова автомобиля, даже расположенные в труднодоступных местах, отработаны многими специалистами, занимающимися кузовным ремонтом. Исправляться с помощью такого аппарата могут различные элементы кузова автомобиля, подвергнутые деформации: двери, пороги, крылья и прочие детали. Принцип работы со споттером основан на том, что усилие, которое он создает, направляется к внешней стороне деформированной поверхности.

При подаче на электрод аппарата сварочного тока происходит соединение с деформированной поверхностью. После этого при помощи инерционного молотка или специального упора деформированный участок выравнивается и принимает первоначальное состояние. Заключительными этапами такого процесса являются тщательная зачистка исправленной поверхности и ее шлифовка. Подробнее о работе споттером можно посмотреть в видео ниже.

Технология работ, выполняемых при помощи споттера, состоит из следующих этапов:

  • зачистка деформированного участка кузова автомобиля, при которой с поверхности металла должны быть удалены все покрытия;
  • подключение к кузову автомобиля провода заземления;
  • соединение крепежных деталей с деформируемым участком кузова, выполняемое при помощи точечной сварки;
  • захват крепежного элемента при помощи специальных инструментов и приспособлений;
  • вытягивание деформированного участка кузова и придание ему первоначальной формы;
  • удаление крепежного элемента с поверхности кузова;
  • зачистка выправленной поверхности и ее подготовка к покраске.

Для того чтобы умело обращаться со споттером, необходимо иметь навыки выполнения сварочных работ, а также строго соблюдать правила эксплуатации данного аппарата. Если придерживаться этих рекомендаций, то устранение деформаций на кузове автомобиля не отнимет много времени и сил и будет выполнено с высоким качеством.

Как сделать споттер своими руками по чертежам

Споттер — это модификация сварочного аппарата, с помощью которого делается кузовной ремонт автомобилей. Такие работы, как правило, требуют наличия специальных знаний строения автомобиля. Определённые места в нём часто нельзя выровнять изнутри. В этом и помогает такой аппарат. Из-за высокой стоимости заводских моделей мастера часто интересуются, как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата.

Споттер, его применение и конструкция

Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.

В частности, он используется в таких целях:

  • рихтовка кузова;
  • выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.

Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля. При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу. Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.

Существует несколько схем, по которым можно собрать устройство. Для таких целей может использоваться не только сварочный аппарат, но и старый аккумулятор, микроволновка, инвертор или трансформатор. Сварочный аппарат из аккумулятора своими руками сделать несложно.

Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.

Выглядит это следующим образом:

  • обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
  • ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.

Самый простой споттер имеет 2 режима:

  • временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
  • сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.

Точечная сварка на основе инвертора

Контактная сварка из инвертора, изготовленная своими руками, является наиболее распространённым видом самодельного споттера для рихтовки. Существует множество способов сборки этого прибора.

Такой вид споттера очень похож на контактную сварку и является ее модификацией. Но его конструкция имеет отличительную черту — в ней отсутствуют клещи. Именно поэтому его можно считать аналогом электродуговой сварки, в которой ток проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт сварки присоединяется к поверхности, а вторым выступают насадка и шток.

Инверторное устройство

Основной деталью устройства является пистолет, который можно сделать из аналогичного приспособления для строительного клея или от полуавтоматической сварки. Многие интересуются, как собрать пуллер своими руками. Схема довольно простая.

Включает она в себя следующие элементы:

  • инверторная сварка;
  • реле трёхстороннее.

Для того чтобы собрать его, понадобятся такие детали:

  • 200 вольтовый тиристор;
  • трансформатор, который регулирует напряжение и понижает его до 12 вольт;
  • реле (30 ампер);
  • диодный мост;
  • контактная группа;
  • кнопка для управления.

С помощью диодного моста происходит подключение трансформатора к сети, а к мосту подсоединяется тиристор.

Споттер работает по следующему алгоритму:

  • нажимается кнопка питания, запускается конденсатор и на незначительное время тиристор и резистор;
  • в последующем с помощью диодов подаётся напряжение на трансформаторную обмотку;
  • дальше электрод (направляющая) сваривается с поверхностью автомобиля;
  • при разрядке конденсатора закрывается тиристор, а трансформатор теряет ток;
  • работа аппарата завершена, и только конденсатор продолжает заряжаться от трансформатора для дальнейшей работы.

В качестве альтернативы тиристоры и диодный мост заменяются симистрами. Конструкцию самодельного споттера необходимо тщательно рассчитать для его правильной работы. Он должен работать без перебоев даже с минимальными вложениями.

Необходимые материалы для работы

Для сбора аппарата нужно до 40 кубических сантиметров металла. По периметру тиристора перегревы случаются редко, чаще всего они возникают после кабеля. Шток устройства тоже может сильно нагреваться, поэтому желательно его делать из латуни.

Кабель аппарата должен быть с сечением 70 кв. миллиметров, а для длины молотка его достаточно 2 метров. Также необходимо обустроить импульсное управление.

Для начала следует вместе с медной шиной обмотать трансформатор вторичной обмоткой. Она может быть и алюминиевая. После этого нужно ещё два раза намотать слои обмотки. В результате должна получиться обмотка на 250 квадратных миллиметра (5 обмоток с шестью витками).

Также необходимо уделять большое внимание внешней части молотка (электрода). Как правило, в качестве рукоятки используют строительный пистолет для клея, а провод для него требуется термоизоляционный. Следует учитывать и то, что при работе изоляционная обмотка будет стягиваться.

Технические характеристики

Обратный молоток для кузовного ремонта, изготовленный из инвертора, имеет ряд особенностей. Технические характеристики у разных моделей могут отличаться, но функции и назначения у них похожи.

И у самодельного, и заводского устройства, которое имеет промышленное назначение, есть свои важные функции:

  • крепление шайб к поверхности с помощью споттера;
  • сварка происходит точечно с помощью электрода, который и вытягивает поверхность автомобиля;
  • наличие возможности прогревания деталей, их выравнивание и охлаждение;
  • простая конструкция аппарата делает его удобным в использовании;
  • два режима работы — один кратковременный с регуляцией времени, а второй постоянный;
  • наличие автоматической системы регулировки температуры, которая заключается в отключении прибора и охлаждении детали при высокой температуре, а также включении сварки при необходимости.

Технические характеристики самодельного устройства следующие:

  • наличие напряжения в сети 220 вольт для соответствующей работы аппарата;
  • частота работы 50 Гц.;
  • максимальная мощность 10 кВт;
  • максимальный ток 1250 А;
  • вторичная обмотка должна иметь максимальное напряжение 9 В ;
  • установленное время до 1.1 секунды;
  • два режима работы: один для точечной сварки с таймером, а второй постоянный, для обычной;
  • при точечной сварке максимальная сила тока должна быть не более 15 процентов от максимальной при сварке металла;
  • при угольной сварке максимальный процент не должен превышать 75%;
  • игла споттера и его шайба должны иметь силу тяги от 100 килограмм для нормальной работы;
  • размеры изделия 295х830х375 миллиметров;
  • максимальный вес всего устройства — 31 килограмм.

Как работать споттером с металлом

Есть технология работы таким аппаратом, которая используется мастерами уже длительное время. Она применяется для кузовных работ по автомобилю, устранению деформированных частей в труднодоступных местах. Как правило, подобные работы проводятся с дверьми автомобиля и его крыльями для того, чтобы не снимать такие детали полностью. Технология может применяться везде, где есть деформация поверхности внутрь.

Иногда начинающие мастера интересуются тем, как сделать самодельный аккумулятор и споттер. Точечная сварка из аккумулятора выполняется с помощью поступления тока в электрод, сваривания его с поверхностью, выравнивания поверхности пистолетом и простукивания молотком периметра вокруг повреждённого участка для его фиксации на нужном месте. Благодаря такому способу деформированную часть можно быстро выровнять и поставить в исходное положение. Втягивать нужно аккуратно.

После выравнивания деформированная поверхность шлифуется до того момента, когда сварочные точки от крепления будут удалены, а поверхность станет гладкой. Не нужно забывать об обязательном заземлении устройства. Также с аккумулятора должна быть снята минусовая клемма.

Технология работы со споттером выглядит так:

  • повреждённую поверхность необходимо зачистить до первого появления «голого» металла;
  • к деформированной поверхности прикрепляется минусовой контакт;
  • электрод сваривается с рабочей поверхностью;
  • вытягивание повреждённой поверхности на нужное место;
  • приваренный электрод удаляется с поверхности вращательными движениями;
  • зачистка поверхности от работы сварки и её подготовка к шпаклёвке.

Для работы с таким устройством, независимо от того, заводское оно или самодельное, необходимо иметь минимальный опыт работы со сваркой. Важным является соблюдение правил работы с подобным прибором. Это позволит рихтовать повреждённую поверхность быстро, качественно и, главное, безопасно. Споттер — это незаменимый инструмент для деформированных поверхностей автомобиля, которые требуют точечного ремонта. Такой аппарат можно собрать самому и не тратить деньги на дорогие заводские модели.

Переделка сварочного трансформатора

Прочитав инструкцию по сборке, можно узнать, как сделать сварочный аппарат точечного предназначения из трансформатора. Подобные чертежи можно найти в интернете на специализированных форумах.

Необходимо отметить, что напряжение обычного трансформатора как минимум 70 В, а для точечного применения этот показатель не должен превышать 6−9 В.

Для того чтобы переделать под нужные параметры, в трансформаторе требуется сделать новую обмотку или переделать старую. Если старая обмотка изымается, то её можно потом использовать в низковольтных устройствах.

Сварочные трансформаторы могут быть разных типов:

Преимущество последних в маленьком весе, но их переделка требует больших трудозатрат. Необходимое сечение обмотки применяется в связи с получаемым током. Споттер должен иметь напряжение не менее тысячи ампер.

Если плотность тока составляет 8 ампер на кубический миллиметр, площадь сечения провода не должна быть меньше 120 мм³. Работать с такими показателями очень сложно, поэтому если не будет длительного использования аппарата, то сечение можно уменьшить не менее чем 80 мм³. Его можно получить, если сложить вместе несколько проводов меньшего сечения. Для удобства использования такие провода следует скрепить между собой изолентой.

Для начала требуется определить количество витков. Для этого нужно сделать пробную обмотку с помощью обычного изолированного провода. После этого включается трансформатор и проверяется напряжение в пробной обмотке. Полученное напряжение необходимо поделить на количество витков. Это число будет показывать количество витков для напряжения в 1 В. Поскольку трансформатор следует переделывать на 6−9 В, требуется это число умножить на нужное напряжение.

В зависимости от полученных габаритов шины определяется возможность её размещения на трансформаторе. Если новая обмотка не помещается, необходимо удалить старую. Монтировать её нужно аккуратно, стараясь не повредить остальные детали трансформатора.

Месторасположение обмотки зависит от вида сердечника. Если использовать тороидальный или броневой трансформатор, вопроса о месте его расположения, как правило, не возникает.

Сделать споттер самостоятельно несложно, главное — терпение и желание. Необходимо также тщательно изучить инструкцию по сборке и эксплуатации. Таких материалов в интернете достаточно много.

Добавить комментарий